Развитие навигационного оборудования внутренних водных путей

Журнал Университета водных коммуникаций I (XIII) 2012г

На основе анализа современного состояния навигационного оборудования внутренних водных путей, а также с учетом отечественного и международного опыта его содержания и обслуживания разработаны предложения по созданию нового поколения навигационных знаков на основе полимерных материалов и современного светосигнального оборудования с целью повышения безопасности судоходства.

On the basis of analysis of modern condition of navigation equipment on inland waterways and taking into account home and international experience of maintenance and servicing the equipment proposals are worked out to create a new generation of navigation signals on the basis of polymer materials and lighting equipment to improve navigation safety.

Inland waterways, floating navigation signs, polymer materials, navigation equipment maintenance, remote monitoring, updating of waterway facilities.

Г. Л. Гладков,
д-р техн. наук, профессор, СПГУВК

А. В. Ребковец,
канд. техн. наук, профессор, ЗАО "Ленгипроречтранс"

РАЗВИТИЕ НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ

DEVELOPMENT OF NAVIGATION EQUIPMENT ON INLAND WATERWAYS

Средства навигационного оборудования на внутренних водных путях предназначены для навигационно-гидрографического обеспечения безопасных условий плавания. Содержание судоходной обстановки (навигационного оборудования) заключается в проведении комплекса работ по выставлению и обслуживанию навигационных знаков и огней, выполнении промерных, тральных, дноочистительных работ и других видов работ, а также информации судоводителей о состоянии и изменении путевых условий.

В состав навигационного оборудования судовых ходов входят различные по своему назначению навигационные знаки. Количество навигационных знаков, устанавливаемых на водном пути, состав и основные требования к их расстановке зависят от интенсивности судоходства, габаритов судового хода, размеров транспортного флота, а также от особенностей гидрологического и руслового режимов водного объекта. В настоящее время на водных путях Российской Федерации, обслуживаемых навигационным оборудованием, выставляется в среднем около 1,4 навигационных знаков на 1 км водного пути, в том числе 0,8 береговых знаков и 0,6 плавучих знаков. В различных бассейнах это соотношение различно.

За последние 20 лет на водных путях Российской Федерации произошло значительное уменьшение протяженности водных путей, обслуживаемых навигационным оборудованием. Сокращается общее количество и ухудшается техническое состояние маяков, береговых и плавучих навигационных знаков, что не могло не сказаться на обеспечении судоходных условий и безопасности судоходства в целом. В связи с необходимостью проведения в отрасли значительного объема работ по восстановлению качества и надежности функционирования навигационного оборудования судовых ходов на внутренних водных путях следует наметить возможные пути модернизации состава навигационного оборудования и организации его обслуживания с целью повышения эксплуатационных характеристик судоходной обстановки.

Современный зарубежный опыт навигационного оборудования внутренних водных путей

Стандартный навигационный буй, применяемый на внутренних водных путях Германии

Рис.1. Стандартный навигационный буй, применяемый на внутренних водных путях Германии

Стандартный буй, используемый до настоящего времени на внутренних водных путях Германии, имеет следующий вид (см. рис. 1).

В верхней части буя установлена топовая фигура, которая является также отражателем для судовых радарных установок. На корпусе поплавка приварены скобы и кронштейны для обслуживания и перестановки буя, а также для крепления цепи (троса) с якорем

В нижней части буя располагается балласт, обеспечивающий возврат буя в вертикальное положение при качке и волнении.

В 1970-е гг. в Германии проводились исследования плавучих буев, изготовленных из поликарбоната и полиэтилена; в 1980-е гг. - эксперименты с пластмассами; в 1990-е гг. исследовались стандартные буи из полиэтилена. В 2001 г. проводились эксперименты с комбинированными буями; в 2003 г. был изготовлен опытный образец буя-штанги из полиэтилена. Начиная с 2005 г. на речных участках внутренних водных путей началось внедрение овальных пластмассовых (полиэтиленовых) буев

На рис. 2 показаны два варианта современных комбинированных пластиковых буев, состоящих соответственно из четырех и двух сегментов.

Комбинированные пластиковые буи

Рис.2. Комбинированные пластиковые буи:
а - из четырех сегментов; б - из двух сегментов

Выполненные Институтом транспортной техники (FVT) Германии исследования показали наличие существенных преимуществ при изготовлении плавучих буев из полиэтилена

Основные из них заключаются в следующем.

Полиэтилен является термопластичным материалом, не смачивается водой, имеет низкую плотность, обладает устойчивостью к атмосферным осадкам и воздействию солнечного света, сохраняет свои свойства в широком диапазоне температур. Поэтому новые образцы плавучих навигационных знаков рекомендуется изготавливать из полиэтилена.

На рис. 3 показаны образцы полиэтиленовых буев для внутренних водных путей. Слева (рис. 3, а) показан овальный буй типа В5, обладающий устойчивостью к низким температурам при малых глубинах и небольшой скорости течения и хорошей радарной отражательной способностью. Следующий типоразмер В7 (рис. 3, б) обладает аналогичными характеристиками, однако может использоваться при более высоких скоростях течения воды, - до 3,0 м/с. На рис. 3, в показан общий вид ледового буя-штанги, который может использоваться при небольших скоростях течения воды.

Современные образцы буев из полиэтилена

Рис.3. Современные образцы буев из полиэтилена:
а - речной буй типа B5; б - речной буй типа B7; в - ледовый буй-штанга

Овальные речные буи по своей конструкции, в отличие от стандартных цилиндрических знаков, дополнительно оснащены крылом-стабилизатором Т-образного сечения, которое крепится в нижней части буя. Это позволяет использовать энергию речного потока для обеспечения устойчивости буя на течении. Результаты натурных исследований овальных буев на реках показали хорошие показатели их работы при скоростях течения, достигающих 3,0 м/с.

В качестве источников питания для обеспечения работы светосигнального оборудования плавучих и береговых навигационных знаков на водных путях Германии широко используются солнечные батареи. Для всего широтного диапазона, в который попадают внутренние водные и прибрежные морские пути ФРГ. использование солнечных батарей обеспечивает устойчивую работу светосигнального оборудования в течение круглогодичной навигации.

На навигационных знаках в Германии используется различное светосигнальное оборудование. Для осветительных приборов на береговых объектах используются разные по мощности люминесцентные, газоразрядные, галогенные, натриевые и другие лампы накаливания. Для плавучего навигационного оборудования преимущественно применяются светодиоды, которые имеют высокую световую отдачу и в целом способствуют минимизации издержек производства.

На рис. 4 в качестве примера показан общий вид морского светящегося буя, используемого для навигационного ограждения судовых ходов в устьях крупных рек, морских судоходных каналов и в территориальных водах Германии.

Морской светящий буй на водных путях, обслуживаемых Северной дирекцией водных путей и судоходства (WSD Nord)

Рис.4. Морской светящий буй на водных путях, обслуживаемых Северной дирекцией водных путей и судоходства (WSD Nord)

Наиболее совершенная продукция в области навигационного оборудования на сегодняшний день представлена финской компанией "Sabik Oy". Компания является ведущим мировым поставщиком высокоэффективных фонарей и плавучих навигационных знаков для эксплуатации в ледовых условиях. Ассортимент светооптических аппаратов для знаков очень широк; дальность видимости светосигнального оборудования составляет от 3 до 12 морских миль. Благодаря модульному устройству светооптического аппарата он способен удовлетворить любые потребности пользователя. Все фонари могут быть оснащены GPS синхронизацией, системой дистанционного мониторинга и оптической системой самодиагностики.

Продукция компании сертифицирована в Системе подтверждения качества, в Системе защиты окружающей среды и имеет необходимые рекомендации МАМС для использования в области навигации.

Компания "Sabik Оу" поставляет широкий спектр цилиндрических буев из полиэтилена высокой плотности (HDPE) с возможностью установки на них светооптических аппаратов, разработанных специально для работы в тяжелых ледовых условиях. Такие буи успешно эксплуатируются уже на протяжении 30 лет. Предлагается три основных модификации морских ледовых буев с различными типоразмерами, которые могут представлять интерес для российских потребителей при разработке проектов модернизации навигационного оборудования на озерных трассах

Одним из вариантов поставки является цилиндрический полиэтиленовый ледовый буй-штанга типа SVV500 (см. рис. 5). Оболочка буя изготовлена из полиэтилена высокой плотности, а внутри буй заполнен полистиролом. Различные части буя соединены между собой посредством плавки. Буй разработан для свободноплавающей постановки в двух модификациях - длиной 6 и 10 м. Расчетный срок службы батареи - до 5 лет.

Морской ледовый буй-штанга типа SVV500

Рис.5. Морской ледовый буй-штанга типа SVV500:
а - верхний оголовок буя с фонарем; б - установка буя на акватории

Такая модификация буев не требует постоянного обслуживания. Малый вес изделия позволяет обслуживать буи с небольших сервисных судов. На буях устанавливаются встроенный пассивный радарный отражатель и светодиодные фонари типа MPV/LED с дальностью действия от 3 до 5 морских миль. Возможна установка GPS синхронизации и GSM мониторинга.

Ледовый фонарь закреплен на верхнем торце буя, а водонепроницаемая щелочная батарея находится под водой в качестве балласта. Система устойчива к нормальным ледовым условиям, включающим давление льда, погружение и вибрацию, возникающие в результате перемещения ледового поля. Интегрированный датчик наклона выключает фонарь во время нахождения буя подо льдом для экономии энергии. Это делает также возможным перевозку и хранение буя в горизонтальном положении без отключения батареи от фонаря. Свето- и пассивный радарный отражатели интегрированы в корпус буя и защищены ото льда. Подъемное отверстие для синтетического стропа размещено в верхней части буя, а положение якорного рыма может изменяться по высоте при установке буя на течении

Вторым вариантом полиэтиленовых ледовых морских буев, поставляемых данной фирмой, являются буи типа SP630 (см. рис. 6). Эти буи без навигационных огней были специально разработаны для работы в ледовых условиях и требуют минимального обслуживания при эксплуатации. Форма буя обеспечивает хорошую плавучесть и относительно лучшую видимость в дневное время по сравнению с буями-штангами. Буи имеют интегрированный радарный отражатель с высокой видимостью

Морские ледовые буи типа SP630

Рис.6. Морские ледовые буи типа SP630

Третьим вариантом светящих полиэтиленовых морских буев, поставляемых фирмой "Sabik Оу", являются буи типа LB1800. Эти буи имеют модульную конструкцию и были созданы взамен стандартных морских стальных буев. Они имеют хорошую дневную видимость, удобны в эксплуатации и допускаются к использованию на течении. Конструктивно буй состоит из четырех водонепроницаемых сегментов. Буй имеет большой интегрированный радарный отражатель с хорошей видимостью.

Для обеспечения безопасности судоходства на участках водных путей в мировой практике широко используется следующая комплектация современных сигнальных огней. На данный момент на рынке представлены фонари, оснащенные интегрированной системой автономного питания - фотоэлектрическими панелями, аккумуляторами и контроллерами заряда. Использование автономных фонарей позволяет сократить затраты на обслуживание СНО и на замену источников питания.

Современные автономные фонари производства фирмы "Sabik Оу" поддерживают функцию включения/выключения по календарю или функцию дистанционного включения/выключения посредством систем дистанционного мониторинга, что позволяет сократить расходы на сезонную замену источников питания и установку светотехнического оборудования. Максимально возможная светосила и хроматичность цветов в соответствии с требованиями МАМС достигаются путем использования современных светодиодных технологий (см. рис. 7).

Светосильные фонари финской компании "Sabik Oy"

Рис.7. Светосильные фонари финской типов SC110 (а), LED110 (б) и SC155 (в) компании "Sabik Oy"

Автономный светодиодный фонарь SC110 с дальностью видимости 2-3 мили может быть использован как на береговых, так и на плавучих средствах навигационного оборудования. Корпус фонаря и оптическая головка изготовлены из прочного поликарбоната, а небольшой вес устройства делает его идеальным для использования на малых буях. Источник света и оптическая система устройства полностью герметичны и разработаны для необслуживаемой работы до 10 лет. Интегрированный контроллер оборудован беспроводным портом данных, что делает возможным изменение настроек и чтение всех технических параметров с помощью КПК на базе Windows. Фонарь также можно дооснастить интегрированным устройством GPS синхронизации и CSM мониторингом.

Другой разновидностью фонарей для буев и береговых знаков является фонарь LED110 - необслуживаемый светодиодный фонарь с дальностью видимости 4-5 миль. Благодаря использованию современных светодиодов, интеллектуальной электроники и высокоэффективной оптики были получены качественные характеристики фонаря. Корпус изготовлен из поликарбоната. Фонарь имеет встроенный проблескатор с фотоавтоматом. Имеется функция работы по календарю и автоматическое отключение фонаря на период зимы.

Вертикальный угол рассеяния - 8° @ 50 % (±1°) от максимальной светосилы. Настройка и обслуживание - с помощью беспроводного программатора SABIK, КПК или компьютера; встроенный журнал событий на 365 дней. Осуществлена синхронизация посредством GPS. Мониторинг и контроль производится посредством сетей GSM.

Автономный фонарь SC155 предназначен для использования на береговых знаках и буях. Фонарь включает солнечные панели, батарею и контроллер заряда. Фонарь разработан для необслуживаемой эксплуатации в морских условиях с дальностью действия 6-8 миль. Светящийся модуль из прочного алюминия, корпус из стабилизированного к ультрафиолету полиэтилена. Навигационный фонарь оснащен интегрированным проблескатором с фотоавтоматом и контроллером заряда от солнечных панелей и оборудуется свинцово-кислотной батареей с вентилируемым отсеком. Солнечные панели защищены закаленным стеклом. Величина светосилы регулируется, вертикальное рассеяние не превышает 10°. Настройка и обслуживание осуществляются с помощью беспроводного программатора SABIK, КПК или компьютера. Фонарь содержит встроенный журнал на 365 дней. Возможна синхронизация посредством GPS. Наблюдение и контроль - посредством сетей GSM. Возможно оснащение разъемами для подключения внешнего ЗУ или солнечных панелей.

Светодиодные фонари

Рис.8. Светодиодные фонари типа M502 (а) и M650 (б)

Завершая анализ образцов современного светосигнального оборудования для плавучих навигационных знаков, следует обратить внимание на изделия канадской компании "Carmanah Technologies Corporation" (см. рис. 8). По техническим характеристикам и ценовому диапазону наибольший интерес для внутренних водных путей могут представлять оснащенные встроенными солнечными батареями и аккумуляторами фонари типа М502 с дальностью действия 1 морская миля и фонари типа М650 с дальностью действия 4 морские мили.

Фонари типа М502 с небольшой дальностью видимости можно использовать на водных путях для подсветки местных ориентиров, для освещения вех и малых буев. Фонари типа М650 по своим характеристикам могут применяться и для освещения плавучих речных буев.

Эти фонари, разработанные для нужд военно-морского флота, обладают исключительными антивандальными характеристиками, просты и надежны в эксплуатации. Однако для начала широкого использования таких фонарей в качестве светосигнального оборудования на внутренних водных путях требуется проведение этапа опытной эксплуатации.

Новые образцы навигационных знаков

В настоящее время на внутренних водных путях Российской Федерации, для которых характерно чередование навигационного периода с зимним ледоставом, обычно используют металлические речные навигационные буи, изготавливаемые отечественными производителями, например ОАО "Ростовское центральное проектно-конструкторское бюро "Стапель" и др. В отдельных речных бассейнах начата опытная эксплуатация плавучих навигационных знаков, изготавливаемых из стеклопластика и полиэтилена. Существует несколько предприятий, которые производят такое оборудование в России и за рубежом.

Применяемые в настоящее время на родных путях РФ схемы построения плавучих навигационных знаков основаны преимущественно на производстве цельнометаллических или цельнополимерных конструкций, собранных методом сварки или формовки. Изделия, изготовленные таким образом, имеют целый ряд существенных недостатков, решить которые невозможно без радикального изменения архитектуры навигационных знаков.

Указанные недостатки частично устранены в навигационных речных буях столбовидной формы (см., например, пат. RU 104147, МПК В63В22/16, опубл. 10.05.2011 г., пат. RU 102588, МПК В63В22/16, опубл. 10.03.2011 г.). Эксплуатационный период у таких буев круглогодичный, в том числе в ледовых условиях. При подвижке ледяного поля такой буй уходит под лед и выходит в разводье. Главным недостатком плавучих знаков указанной конструкции является то, что по виду своей фигуры - силуэта знака - эти плавучие навигационные знаки не отвечают требованиям ГОСТ 26600-98 "Знаки навигационные внутренних судоходных путей", который устанавливает типы, основные параметры, размеры, цвет и вид раскраски навигационных знаков на внутренних водных путях.

Из известных решений по технической сущности и назначению наиболее близким аналогом к предлагаемому устройству является навигационный плавучий знак по пат. RU 76628, МПК В63В22/16, опубл. 27.09.2008 г. Указанное навигационное устройство состоит из надводной части в виде сигнальной фигуры и осветительного оборудования и подводной части в виде поплавка и якорной системы. Недостатком такого устройства, принятого за прототип, являются большие трудозатраты, связанные с постановкой и снятием изделия в пред- и посленавигационные периоды.

Наиболее перспективным направлением для создания плавучего навигационного знака нового поколения является разработка изделия, все основные части которого изготавливаются отдельно, в виде сборочных элементов или секций, конструктивные особенности которых отвечают определенным требованиям. На основе этого можно сформулировать принцип секционной архитектуры навигационного знака нового поколения: навигационный знак собирается из секций, которые, в свою очередь, могут быть изготовлены целиком либо из сегментов и составных частей и деталей. Форма, материал и эксплуатационные свойства секций определяются из назначения конструкции. Такая практика изготовления плавучих буев из полиэтилена на сегодняшний день уже успешно апробирована за рубежом.

В нашей стране полноразмерную линейку речных полиэтиленовых буев с учетом опыта крупнейших иностранных производителей навигационного оборудования начал выпускать ООО "Причал" (г. Выборг). На сегодняшний день данное предприятие предлагает следующие модификации навигационного оборудования из полиэтилена: буи речные по ГОСТ 26600-98 типоразмеров 3-6, типы 1, 2; буи морские ледовые несветящиеся трех типоразмеров; буи средние канальные БСК 1800 ПЭ; бочки швартовые БШ 800 ПЭ

Предлагаемая продукция представляется высокотехнологичной и с точки зрения производства, и с точки зрения удобства эксплуатации. Однако выявить и оценить в полной мере эти преимущества будет возможно только после проведения опытной эксплуатации данных изделий на внутренних водных путях Российской Федерации в разных бассейнах с различными гидрометеорологическими и климатическими условиями.

На рис. 9 показаны основные характеристики и технология сборки на производстве полиэтиленовых плавучих буев типа РБ-4 (тип 2). Буй состоит из нескольких основных частей: спар-буй (корпус) с якорными и подъемными рымами; поплавок, фигура. Спар-буй цельнометаллический сварной цилиндрический. В спар-буе имеется пенал для аккумуляторной батареи и фланцы для крепления светотехнического оборудования и балласта. Для компенсации действия течения спар-буй имеет стабилизатор положения.

Конструкция и технологический процесс сборки на производстве полиэтиленовых буев РБ-4

Рис.9. Конструкция (а) и технологический процесс сборки на производстве (б) полиэтиленовых буев РБ-4:
1 - спар-буй (корпус буя); 2 - поплавковая часть буя; 3 - фигура (в зависимости от типа); 4 - грузоподъемный рым верхний; 5 - светооптический аппарат (при наличии); 6 - контейнер источника питания (при наличии); 7 - рым якорной цепи; 8 - балласт (чугунные кольца); 9 - швартовое устройство

Поплавок состоит из сегментов-четвертей, изготовленных из полиэтилена, выполненных методом ротационной формовки. Непотопляемость буя обеспечивается заполнением поплавка пенополиуретаном. Между сегментами поплавка вмонтированы швартовые устройства.

Фигура состоит из отдельных сегментов-четвертей или половинок (в зависимости от типа), изготовленных из полиэтилена методом ротационной формовки.

Другая разновидность плавучего навигационного знака нового поколения изложена в Заявлении о выдаче патента Российской Федерации на полезную модель. Предлагаемая полезная модель (положительное решение Роспатента от 30.08.2011 г.) относится к средствам плавучего навигационного оборудования - речным буям и предназначена для обозначения судового хода и опасностей для судоходства на внутренних водных путях. Конструкция оборудования позволяет использовать его круглогодично, в том числе за пределами нормативных сроков навигации.

Основными элементами речного буя являются надводная часть в виде сигнальной фигуры с определенным силуэтом и подводная часть в виде плавучего основания, которое удерживается на месте постановки знака посредством якоря или якорного груза. После окончания навигации для предотвращения возможности повреждения или утраты плавучих навигационных знаков в ледовых условиях обстановочное оборудование снимается со штатных мест и транспортируется на береговую базу для межнавигационного ремонта, окраски и хранения Так как масса больших (верно-речных буев вместе с якорем может достигать до 2 т, то для совершения операций, связанных с их расстановкой до начала навигации и снятием после окончания навигации, Требуется специальное грузоподъемное оборудование, плавучие средства и организованные места для хранения, а также значительные трудовые и временные затраты.

Заявляемое устройство позволяет получить новый по сравнению с прототипом технический результат, заключающийся в значительном сокращении трудовых и временных затрат при обслуживании навигационного буя за счет исключения операций по снятию и постановке на якорь основных наиболее массивных элементов изделия в после- и преднавигационные периоды времени.

Для достижения указанного технического результата используется следующая совокупность существенных признаков: плавучий навигационный знак (состоящий, так же как и прототип, из надводной части в виде сигнальной фигуры и подводной части в виде якорной системы), в отличие от прототипа, дополнительно содержит вертикальный цилиндрический сердечник, обладающий положительной плавучестью, нижней частью соединенный с якорной системой при этом на верхней части сердечника устанавливается съемная сигнальная фигура, выполненная с учетом возможности нанизывания и последующей фиксации на сердечнике. Для обеспечения вертикального положения навигационного знака и положительной плавучести в нижней части сердечника размещен груз - балласт, а внутри верхней - заполнитель с высоким коэффициентом плавучести. В качестве материала сердечника может быть использована стальная оцинкованная или полиэтиленовая труба. В свою очередь сигнальная фигура может быть выполнена из полиэтилена, заполненного пенополиуретаном, и снабжена осевым отверстием с диаметром, соответствующим диаметру сердечника. В зависимости от типоразмера знака сигнальная фигура может быть выполнена цельной или состоять из нескольких сборных элементов

Сущность предлагаемой полезной модели заключается в возможности сокращения трудозатрат на обслуживание плавучих навигационных знаков на внутренних водных путях за счет того, что конструкция изделия позволяет круглогодично сохранять на штатном месте его основные наиболее массивные части - сердечник, цепь и якорь. При этом сердечник имеет такую форму, которая позволяет ему уходить под лед и выходить в разводье, обозначая свое местоположение на трассе судоходства. Изготовленная из полиэтилена сигнальная фигура плавучего навигационного знака, представляющая собой его съемную часть, имеет незначительную массу, что существенно облегчает операцию оснащения знака перед началом навигации и его разоружение в конце навигации.

Сравнение предлагаемого устройства с прототипом показало, что поставленная задача - облегчение обслуживания навигационного оборудования - решается в результате новой совокупности признаков, что доказывает соответствие заявляемой полезной модели критерию патентоспособности "новизна". Сущность технического решения поясняется чертежом (рис. 10), где изображена конструкция предлагаемого плавучего навигационного знака.

Конструкция плавучего навигационного знака

Рис.10. Конструкция плавучего навигационного знака

В соответствии с заявляемыми материалами плавучий навигационный знак состоит из надводной части в виде сигнальной фигуры 1 и при необходимости устанавливаемого на навигационный период светосигнального оборудования 2. Для обеспечения возможности нанизывания на вертикальный сердечник 3 внутри фигуры 1 выполнено сквозное отверстие, диаметр которого соответствует диаметру сердечника. В качестве материала фигуры используется полиэтилен, заполненный пенополиуретаном

Для знаков малых типоразмеров сигнальная фигура 1 изготавливается цельной, для больших - из нескольких сборных элементов. В нижней части цилиндрического сердечника размещен балласт 4 в виде бетонного заполнителя и/или навесного металлического груза, а внутри верхней части пенополиуретановый наполнитель, обеспечивающие совместно вертикальное положение и положительную плавучесть конструкции. В нижней части сердечника 3 располагается крепление для установки якорной системы 5. При необходимости в верхней части сердечника устанавливается устройство пассивного радиолокационного отражателя 6.

Обслуживание предлагаемой конструкции осуществляется следующим образом.

Перед началом навигации непосредственно на месте штатного размещения навигационного знака производится его монтаж. Для этого на борт обстановочного судна, оснащенного грузоподъемным оборудованием, без отсоединения от якорной системы 6 поднимается сердечник 3. На сердечник 3 устанавливаются сигнальная фигура I соответствующего типоразмера и раскраски и при необходимости светосигнальное оборудование 2. После этого знак опускается в воду, где он занимает вертикальное положение, обозначая трассу судового хода или опасное место для судоходства.

В конце навигации светосигнальное оборудование 2 и съемная фигура знака 1 снимаются с сердечника 3 и транспортируются на базу для межнавигационного хранения. Сердечник остается на штатном месте плавучего знака и обеспечивает проход судов за плановыми сроками навигации в качестве ледового буя-сигары.

Планируется изготовление опытного образца буя предлагаемой конструкции и проведение его испытаний в натурных условиях. В дальнейшем предполагается рекомендовать такие знаки для навигационного оборудования на внутренних водных путях Российской Федерации. Это позволит значительно снизить трудоемкость работ по расстановке и снятию плавучих знаков, так как наиболее тяжелые металлические элементы конструкции (сердечник с цепью и якорем) будут находиться на штатном месте буя в течение длительного периода времени и извлекаться только для проведения профилактических работ.

Заключение

На основе анализа международного опыта и современных отечественных разработок представляется целесообразным отдать предпочтение выбору конструкции плавучих навигационных знаков, изготавливаемых из полиэтилена. Наиболее эффективными с точки зрения обеспечения безопасности судоходства и удобства эксплуатации следует считать знаки из сборных конструктивных полиэтиленовых элементов с пенополиуретановым заполнителем.

Для обеспечения возможности работы плавучих навигационных знаков в ледовых условиях была разработана новая конструкция знака, на которую получено положительное решение Роспатента о выдаче патента на полезную модель. На следующем этапе работы предлагается выполнить проектные проработки и изготовить опытный образец нового плавучего знака для проведения пробной эксплуатации изделия на судоходной трассе Волго-Балтийского водного пути.

Плавучие навигационные знаки нового поколения необходимо оснащать современным светосигнальным оборудованием с источниками питания на основе солнечных батарей и автоматизированных систем дистанционного мониторинга.

Список литературы

  1. О навигационной деятельности: Федеральный закон Рос. Федерации № 22-ФЗ от 14 февраля 2009 г.: принят Гос. Думой 30 января 2009 г.; одобрен Советом Федерации 4 февраля 2009 г.
  2. Электронные навигационные карты ВВП. Общие технические требования, 2001 г.. руководящий документ Росморречфлота РД 52-012-01.
  3. Система отображения электронных навигационных карт ВВП. Общие технические требования, 2001 г,: руководящий документ Росморречфлота РД 52-013-01.
  4. ГОСТ 26600-98. Знаки навигационные внутренних судоходных путей: утв. постановлением Государственного комитета Рос. Федерации по стандартизации и метрологии от 14 декабря 1999 г № 512-ст; межгосударственный стандарт ГОСТ 26600-98: введен в действие в качестве государственного стандарта Рос. Федерации с 1 июля 2000 г.
  5. Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, Москва 2003 г утв. Министерством транспорта Рос. Федерации 14 октября 2002 г.; зарегистрированы Министерством юстиции Рос. Федерации 30 декабря 2002 г.
  6. Инструкция по содержанию навигационного оборудования внутренних судоходных путей (временная): утв. зам. директора службы речного транспорта А. М. Зайцевым 25 ноября 1996 г
  7. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ - М.: Былина, 2001.
  8. Инструкция по расстановке знаков навигационной путевой обстановки на Дунае. - Будапешт: Дунайская комиссия, 2006.
  9. ГОСТ 26775-97. Габариты подмостовые судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях. Нормы и технические требования. - М., 1997. - 22 с.
Все права защищены
Перепечатка материалов возможна
только при наличии активной ссылки на источник
Изм. Кол.уч. Лист №док. Подпись Дата
  © ЗАО "Ленгипроречтранс", 2016 Стадия Лист Листов
  116
 
Развитие навигационного оборудования внутренних водных путей ЗАО "Ленгипроречтранс"
Designed by DAD