Перспективы транспортного освоения Богучанского водохранилища

Журнал Речной транспорт №2 2011г

После завершения строительства Богучанской ГЭС, которая, безусловно, имеет важное народнохозяйственное значение для Красноярского края, Сибирского федерального округа и страны в целом, будет создано новое водохранилище протяженностью более 350 км. В результате затруднительный для судоходства участок реки Ангары с малыми глубинами, множеством порогов, шивер и свальными течениями превратится в водный путь с габаритами, обеспечивающими безопасные условия плавания, от ГЭС дог. Усть-Илимска.

Ребковец А.В.
генеральный директор ЗАО "Ленгипроречтранс", профессор СПГУВК, кандидат технических наук

По инициативе Правительства Красноярского края была разработана проектная документация объектов водного транспорта в составе раздела "Транспортное освоение водохранилища" в рамках корректировки технического проекта "Богучанская ГЭС на р. Ангара" (этап "Водохранилище и охрана окружающей среды"). В качестве генерального проектировщика выступает компания "Ленгидропроект", субподрядной организации по объектам водного транспорта - ЗАО "Ленгипроречтранс".

В документах нашли отражение вопросы, связанные с перспективой развития Нижнего Приангарья; определены главные грузообразующие районы в зоне водохранилища; рассмотрено современное и перспективное состояние водных и наземных транспортных путей, пассажирских и грузовых перевозок; обоснованы потребности в грузовом и пассажирском флоте; дана прогнозная оценка формирования экономических и транспортных связей районов, тяготеющих к водным коммуникациям Красноярского края и Иркутской области.

Проведенные исследования показали целесообразность использования водохранилища для перспективных водно-транспортных перевозок.

При разработке данного проекта учитывалась необходимость решения следующих задач:

  • обеспечение населения регулярными пассажиро- и грузоперевозками;
  • развитие транспортной инфраструктуры;
  • развитие экономичного и высокоэффективного транспорта для перевозки лесного сырья и лесопродукции.

"ЛЕСНАЯ" СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Как известно, наиболее крупные грузопотоки Нижнего Приангарья связаны с доставкой лесных грузов на перерабатывающие предприятия.

В настоящее время вывоз древесины производится по 3 основным направлениям:

  • судами по реке Ангара до Лесосибирска;
  • автотранспортом по дороге Кодинск - Карабула (220 км) и далее по железной дороге Карабула - Решоты;
  • напрямую автотранспортом на Братск (430 км) и Усть-Илимск (180 км).

После перекрытия Ангары глухой плотиной Богучанской ГЭС появилась необходимость перевалки древесины из верхнего бьефа в нижний. Данное обстоятельство негативно повлияло на объемы поставок леса по водному пути в Лесосибирск и другим потребителям на нижней Ангаре.

По состоянию на сентябрь 2009 года в районе водохранилища лесозаготовкой и частичной переработкой древесины занималось 47 организаций. Из них 28 компаний зарегистрированы в Красноярском крае, а 19 - в г. Усть-Илимске Иркутской области. За последние 5 лет самый большой объем древесины был заготовлен в 2008 году и составил 3,0 млн. м3.

В соответствии с отраслевой программой Красноярского края на 2007-2017 годы планируется увеличение объемов заготовки и развитие производства переработки древесины. Так, в перспективе к 2015 году будет заготавливаться до 5,0 млн. м3, а в 2020 году - до 6,1 млн. м3. Водным путем по Богучанскому водохранилищу будет доставляться до 2,8 млн. м3 круглого леса, в том числе для потребителей Красноярского края - 2,1 млн. м3, а для потребителей Иркутской области - 0,7 млн. м3.

Лесосырьевая база, непосредственно тяготеющая к поселкам Таежный, Недокура, Согра, Кежма, Приангарский, Народимский, Болтурино, позволяет развить мощности по заготовке в каждом из этих пунктов до 400-500 тыс. м3 с организацией предприятия по переработке древесины или для ее перевалки на водный транспорт для дальнейшей транспортировки до потребителя.

РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ

С целью организации сплава леса по водохранилищу предусмотрено обустройство специальных рейдов, где будут формироваться составы плотов. Например, для приема древесины с воды на автотранспорт запланирован рейд на правом берегу в устье реки Кода (у Кодинской лесоперевалочной базы - ЛПБ). Это место станет отправной точкой для маршрутов к потребителям Богучанского ЦБК, Лесосибирского ЛДК-1, Новоенисейского ЛХК. Оттуда же лес автотранспортом будет доставляться в поселок Тагора.

Чтобы осуществлять перевозку леса судами, потребуется сооружение грузовых причалов в городе Кодинск, поселках Таежный и Недокура (для потребителей Красноярского края) и в поселках Аксеново, Кутарей, Согра (для предприятий Иркутской области).

С учетом неразвитости транспортного сообщения между населенными пунктами, расположенными по берегам водохранилища, специалистами проработан вопрос организации пассажирских линий между Кодинском, Недокурой, Таежным и Аксеново. Если принять во внимание миграцию населения, проживающего в зоне водохранилища, увеличение объемов лесозаготовок и соответственно рост численности работников (посменный график), то пассажирооборот может достигнуть к 2015 году 10 тыс. человек, к 2020 году - 20 тыс. человек.

Для обслуживания пассажиров уже разработаны проекты причалов в поселках Кодинск, Аксеново, Недокура, Таежный. Между двумя последними пунктами будет организована паромная переправа, которая свяжет правый и левый берега в самой широкой части водохранилища (Тургеневское расширение - 13 км).

В части обслуживания водных путей на Богучанском водохранилище проектной документацией предусмотрены путевые мероприятия, в состав которых включены следующие виды работ:

  • организация транзитных судовых ходов протяженностью 480 км (в том числе 110 км дополнительных) и подходов к рейдам, причалам и пунктам отстоя - 156 км;
  • создание пунктов отстоя (убежищ), что продиктовано озерными условиями плавания;
  • размещение средств навигационного оборудования судовых ходов, подходов и рейдов;
  • строительство базы прорабства в Кодинске, оснащенной необходимой техникой и плавсредствами;
  • оборудование в Кодинске специализированного причала по приему отходов с судов транспортного и обслуживающего флота (для соблюдения экологических требований по их эксплуатации).

Транзитные судоходные трассы и водные подходы проложены по кратчайшим расстояниям, по участкам с глубинами, исключающим (или сокращающим до минимума) лесоочистные и дноуглубительные работы. Габариты судоходных трасс назначены с учетом навигационных условий плавания по водохранилищу и применительно к расчетным судам и составам. Основными средствами навигационного оборудования водного пути станут береговые и плавучие знаки.

Убежища, предназначенные для отстоя флота при волнении, превышающем допустимое для определенного класса судов, а также на случай штормовой погоды, будут расположены в естественных бухтах у берегов водохранилища, исходя из условия одновременной вместимости двух судовых и одного плотового состава.

База прорабства в Кодинске предусмотрена для обслуживания двух обстановочных бригад. С целью проведения путевых работ запланировано приобретение 2 обстановочных теплоходов, 2 барж и другой необходимой техники и оборудования.

В рамках природоохранных мероприятий сбор отходов с теплоходов (хозбытовых стоков, подсланевых вод и бытового мусора) будет осуществляться судном-сборщиком, для которого запланировано строительство разгрузочного причала также в Кодинске.

Учитывая замкнутый тип водохранилища, для проведения текущего и мелкого ремонта флота предусмотрена поставка плавмастерской и док-кессона.

Проект разработан с учетом опыта эксплуатации водохранилищ в рассматриваемом бассейне и согласован с ФГУ "Енисейречтранс".

Виды работ Стоимость, млн. руб.
1. Лесоочистка 19,8
2. Навигационное оборудование 27,7
3. Обстановочный флот и другая техника 322,1
4. Судно-сборщик 55,3
5. Плавмастерская, док-кессон 383,9
б. База прорабства в Кодинске 142,1
7. Специализированный причал 54,1
Итого 1005

Таблица 1. Объекты путевого хозяйства, необходимые для строительства и поставки в зону водохранилища

Состав и стоимость объектов путевого хозяйства, необходимых для обустройства водохранилища, приведены в таблице выше.

ПОРА ПЕРЕХОДИТЬК АКТИВНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

В октябре 2010 года в Росморречфлоте с участием представителя ФГУ "Енисейречтранс" указанная проектная документация была рассмотрена и одобрена.

Руководитель ведомства письмом от 17 декабря 2010 года в адрес губернатора Красноярского края подтвердил необходимость включения в перечень первоочередных мероприятий (строительство которых должно быть реализовано до заполнения водохранилища!) объектов водного транспорта, приведенных в таблице. При этом в соответствии с инвестиционным проектом "Комплексное развитие Нижнего Приангарья" и соглашением о взаимодействии администрации Красноярского края и компании "ГидроОГК", финансирование работ по созданию объектов социальной, транспортной и другой инфраструктуры, связанной с обустройством водохранилища, должно осуществляться из регионального бюджета.

Ответа со стороны правительства Красноярского края до настоящего момента не поступало, и его позиция по данному проекту не известна. В то же время, если регион нуждается в водных путях на Богучанском водохранилище, то ответственным лицам необходимо оперативно предоставить проектную документацию на экспертизу и активно решать вопросы, связанные с выделением средств на реализацию первоочередных мероприятий.

Все права защищены
Перепечатка материалов возможна
только при наличии активной ссылки на источник
Изм. Кол.уч. Лист №док. Подпись Дата
  © ЗАО "Ленгипроречтранс", 2016 Стадия Лист Листов
  116
 
Перспективы транспортного освоения Богучанского водохранилища ЗАО "Ленгипроречтранс"
Designed by DAD