Об объемах и специфике проектно-изыскательских работ в бассейне Амура

Журнал Речной транспорт (XXI век) № 3 (74) июль-август 2015

Яркие факты современного этапа деятельности одного из ведущих отраслевых проектно-изыскательских институтов

С.В. Боровков
к. т. н., главный инженер ЗАО «Ленгипроречтранс»

Е.С. Горелов
начальник отдела инженерных изысканий ЗАО «Ленгипроречтранс»

Амур – не просто красивая река, по величине занимающая 4-е место в Азии, направления, выходящая на побережье Тихого океана. Ей справедливо отводится важная роль в истории освоения Дальнего Востока.

Внутренние водные пути (ВВП) Амурского бассейна, протяженность которых составляет 7285 км, пролегают по территории 5 субъектов РФ: Забайкальского, Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Еврейской автономной областей. На 5111 км поддерживаются гарантированные габариты судовых ходов, особенности эксплуатации остальных акваторий зависят от их гидрологического режима. При этом 2744 км ВВП, расположенных на пограничном с КНР участке, обслуживаются совместно российскими и китайскими путейцами.

В настоящее время для обеих стран сформировались достаточно благоприятные, как декларируется, условия перевозки грузов и пассажиров речным транспортом. Однако водный режим Амура является довольно сложным и определяется муссонным климатом региона.

Условия местного судоходства связаны с постоянным изменением морфодинамического типа русла, сопряженным развитием русловых разветвлений, трансформацией пропускной способности русел, занесением одних и активизацией других рукавов, разрушением берегов. В результате возникают объективные трудности, связанные с изменением фарватера реки, непостоянством линии государственной границы и, как следствие, с потерей части национальной собственности.

Решение, в том числе перечисленных, проблем всегда требовало проведения научно-исследовательских, проектно-изыскательских работ (ПИР) с подготовкой рекомендаций и упреждающих мероприятий, призванных стабилизировать гидрографическую ситуацию в долине реки с целью обеспечения навигационной безопасности.

Так исторически сложилось, что подобной деятельностью наряду с проектированием объектов водного транспорта много десятилетий подряд занимался один из ведущих и старейших институтов страны – «Ленгипроречтранс». Его современный правопреемник – одноименное предприятие в форме ЗАО, образованное в 1992 году на базе специализированных подразделений бывшего учреждения, продолжая эту традицию, также специализируется на реке Амур. Коллектив Общества уделяет внимание широкому диапазону тем: гидротехническое проектирование, реконструкция водных трасс, гидрография, мониторинг русловых переформирований и мероприятия по стабилизации русловых процессов, изыскания и проектирование русловых карьеров нерудных строительных материалов (НСМ), научно-исследовательские работы с применением математического моделирования природных процессов, логистика.

Важно напомнить, что сотрудниками института, на счету которых успешно выполненные проектные, инженерно-изыскательские и научно-исследовательские работы более чем по 40 объектам и направлениям, накоплен богатый опыт и собраны бесценные материалы, позволяющие осуществлять комплексный подход при решении той или иной задачи, связанной с водохозяйственной деятельностью в бассейне Амура.

Еще в 1990-х годах учреждение занималось исследованием основных путей развития речного транспорта и местных отечественных пограничных речных портов в аспекте активизации торговли с КНР.

С вводом в строй Зейской ГЭС гидрологический режим Среднего Амура изменился: нарушилась однородность рядов многолетних наблюдений за уровнями воды, повысились зимние и снизились их средненавигационные значения. Более того, анализ уровенного режима реки после пуска Бурейской ГЭС только подтвердил тенденции перемен применительно к условиям судоходства. В то время специалисты ЗАО «Ленгипроречтранс» выполняли работы по транспортному освоению водохранилищ и обеспечению безопасных условий судоходства в нижних бъефах обеих станций.

В 2006-2007 годах одним из значимых для предприятия стал госконтракт на разработку мероприятий по обеспечению судоходства на Амуре в условиях эксплуатации Бурейской ГЭС. В рамках данного заказа был осуществлен большой объем гидрологических исследований и гидрографических работ, предшествовавших дноуглублению.

Благодаря развитию торговых отношений с Китаем и многолетней деятельности в бассейне, в 2008-2009 годах коллектив института смог принять участие в ПИР по строительству мостового перехода через Амур в районе с. Нижнеленинское. В ходе выполнения этого ответственного задания специалисты ЗАО «Ленгипроречтранс» провели комплексные инженерные изыскания и разработали мероприятия по созданию безопасной навигационной обстановки на участке возведения объекта.

В 2010-2011 годах сотрудникам учреждения доверили провести масштабную комплексную изыскательскую и проектную деятельность по реконструкции амурских водных трасс. Так, была выпущена документация для обоснования реконструкции акватории, водного подхода и дамбы затона РОП в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, выполнены гидрографические работы на затруднительных участках Амурской протоки, реках Амгунь и Уссури. К сожалению, сложная экономическая ситуация в стране не позволила в полной мере реализовать предложенные решения. Однако, принимая во внимание скорость русловых переформирований на Амуре, очевидно, что уже к настоящему моменту данный проект требует серьезной корректировки.

В последнее время кардинально продвинулись вперед технологии изыскательских работ и в частности гидрологических и гидрографических исследований. На ВВП возникла острая необходимость в создании электронных навигационных карт. В бассейне Амура задача выполнения полевых гидрографических работ была решена в кратчайшие сроки и на достойном методическом уровне, чему способствовало сотрудничество специалистов ЗАО «Ленгипроречтранс» и ФБУ «Администрация «Амурводпуть»».

Не менее знаменательными в вопросе изучения характера и изменчивости Амура явились гидрографические работы, осуществленные в 2013-2015 годах обоими учреждениями совместно с коллегами из КНР в рамках проведения проверки прохождения линии российско-китайской государственной границы. Тогда были созданы подробные планшеты промеров глубин на протяжении 191 км судового хода реки Уссури и суммарно на 458 км фарватера Верхнего и Среднего Амура.

Экстремальный паводок, произошедший в бассейне Амура в 2013 году, безусловно, внес свои коррективы и оказал негативное влияние на состояние водного пути. ЗАО «Ленгипроречтранс» принимало активное участие во многих проектах, направленных на анализ последствий и оценку изменений русла реки, а также на инженерную защиту населенных пунктов от паводковых вод.

В данном контексте важно упомянуть работу Института водных проблем РАН на тему «Оценка изменений русла р. Амур в результате прохождения экстремального паводка 2013 года, разработка и внедрение имитационной математической модели р. Амур с целью подготовки рекомендаций по комплексу защитных и руслоформирующих мероприятий на прибрежной территории РФ». МГУ, ФГБУ «ГОИН», «ТИГ ДВО РАН» и «ИВЭП ДВО РАН» стали соисполнителями по этой работе наряду с ЗАО «Ленгипроречтранс». В частности вклад его изыскательского подразделения в общее дело выразился в производстве огромного объема морфометрических и гидрографических работ на Амуре – на 46 морфостворах от с. Черняево (Магдагачинский район Амурской области) до устьевого участка около Николаевска-на-Амуре (Хабаровский край).

Цель экспедиционных исследований заключалась в подготовке натурных гидрографических, морфометрических и гидрометрических данных, необходимых для создания комплекса имитационных математических моделей, обеспечивающих (на основе результатов полевых работ в отдельных морфостворах и гидрологического анализа) расчет трансформации паводковых волн, в том числе с учетом различных защитных и руслоформирующих мероприятий; а также определение тенденций изменения вертикальных и горизонтальных деформаций русла. Кстати, в ходе реализации проекта и для решения обозначенных задач институт дополнительно приобрел передовое спутниковое геодезическое оборудование и акустический доплеровский профилограф «River Ray», позволяющий измерять расход воды в режиме движения промерного судна.

Кроме того, на основе разработок учреждения в бассейне Амура было завершено строительство сооружений по регулированию руслового процесса реки в районе Хабаровска, паромной переправы и грузового причала в с. Нижнеленинское, карьеров добычи НСМ для портов в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре; продолжается благоустройство набережной в Благовещенске.

Среди заслуг ЗАО «Ленгипроречтранс» также много завершенных и текущих ПИР по объектам инженерной защиты Благовещенска, Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, а также поселков в Амурской области и Хабаровском крае.

Специфика производства ПИР на Амуре и его притоках обусловлена сложным русловым режимом, наличием протяженного пограничного участка и необходимостью согласований принятых проектных решений с китайской стороной, малоразвитой системой гидрологических постов, слабой или полностью отсутствующей опорной геодезической сетью, а также нарушением однородности изменения уровня воды, связанным с сезонными и многолетними переформированиями русла.

Как подтверждается многолетним опытом деятельности ЗАО «Ленгипроречтранс» на ВВП, в таких обстоятельствах, применяя современные технологии измерений и наблюдений, а также появившиеся в последнее время новые технические средства и методы математического моделирования, возможно и необходимо:

  • выполнять в рамках проектных работ обоснование (оценку) влияния намечаемых водохозяйственных мероприятий на русловой режим и положение государственной границы;
  • развивать систему уровенных наблюдений за счет установки на навигационный период автоматических измерителей уровней воды с учетом местоположения лимитирующих перекатов;
  • восстановить или вновь создать опорную геодезическую сеть соответствующего класса нивелирования вдоль водного пути с передачей на участки лимитирующих перекатов реальных отметок проектного уровня;
  • провести совместно с ДВ УГМС ревизию отметок постовых устройств и, соответственно, анализ изменения значений проектного уровня на соответствующих плесах.

Перечисленные меры призваны повысить навигационную безопасность, сократить эксплуатационные расходы и оптимизировать ход мониторинга текущих русловых процессов.

В заключение важно отметить, что потенциал ЗАО «Ленгипроречтранс» позволяет его специалистам успешно использовать комплексный подход к проектным решениям, учитывая влияние разрабатываемых предложений на русловой и уровенный режимы; осуществлять масштабную по своей значимости и объему деятельность, направленную на реализацию мероприятий по улучшению судоходных условий, а также на выполнение федеральных программ развития Дальнего Востока, главной транспортной водной артерией которого была и остается река Амур.

Все права защищены
Перепечатка материалов возможна
только при наличии активной ссылки на источник
Изм. Кол.уч. Лист №док. Подпись Дата
  © ЗАО "Ленгипроречтранс", 2016 Стадия Лист Листов
  116
 
Об объемах и специфике проектно-изыскательских работ в бассейне Амура ЗАО "Ленгипроречтранс"
Designed by DAD