С 29 по 30 мая 2023 года в ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» состоялась VI международная научно-практическая конференция «Гришанинские чтения – водные пути и русловые процессы, гидротехнические сооружения водных путей». Конференция проводилась под эгидой Межвузовского научно - коордиционного совета по проблеме эрозионных, русловых и устьевых процессов при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова при участии объединенного совета наук о земле Санкт-Петербургского научного центра российской академии наук.

В работе конференции приняли участие сотрудники Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Государственного гидрологического института, Российского государственного гидрометеорологического университета, ВНИИГ имени Б.Е. Веденеева, Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, Института водных проблем РАН, Российского университета транспорта, Волжского и Сибирского государственных университетов водного транспорта, администрации Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей, а также другие представители научного сообщества.

Представители Проектно-изыскательного института «Ленгипроречтранс» Павел Белкин и Михаил Шайтанов рассказали о гидрологических и русловых исследованиях в составе проектов содержания и развития инфраструктуры внутренних водных путей и водохозяйственной деятельности. Были затронуты вопросы русловых исследований на реках Амур и Лена, исследования процессов руслоформирования р. Волги в районе Самарского водозабора, обеспечения гарантированной глубины судового хода на Нижней Волге.

Также Павел Белкин подробно проинформировал участников конференции о ходе выполнения работ институтом на наиболее сложном на сегодняшний день объекте инфраструктуры водных путей – проекте реконструкции Городецких шлюзов на Волге.

В Нижегородской области начались подготовительные работы к модернизации шлюзов №15 и №16 Городецкого гидроузла и строительству дополнительной камеры шлюза. Проект по модернизации шлюзовых камер без полного вывода их из эксплуатации в современной России осуществляется впервые.

Цель проекта — обеспечить бесперебойное и безопасное судоходство на всем судоходном канале Волги от Городца до Нижнего Новгорода. Протяженность участка, на котором сегодня возникают сложности с обеспечением судоходства, составляет 40 км.

Проект реализуется в два этапа. Первым этапом предусмотрено строительство дополнительной камеры шлюза №15А, дноуглубление на участке подходного канала 1,5 км, где будет проведена выемка порядка 200 тыс. куб. м грунта, а также строительство левых причальных пал протяженностью 150 м из общих 600 м. На данный момент идет подготовительный период по первому этапу реконструкции.

На втором этапе будут выполнены дноуглубление на всем участке судового хода от Нижнего Новгорода до Городца протяженностью 40 км, достройка 450 м причальной палы и строительство причальной дамбы, которая сократит время шлюзования судов.

АО «Ленгипроречтранс», получивший в марте 2023 года по итогам рассмотрения проектно-сметной документации положительное заключение Главгосэкспертизы России, осуществляет авторский надзор за реализацией проекта.

26 по 27 апреля 2023 года в Астрахани состоялся международный форум «Транспортная логистика Каспийского региона 2023». Организаторами форума выступили компания «Вива Консалт» и ассоциация «Афанасий Никитин». Форум прошел при поддержке Астраханского государственного университета и ОЭЗ «Лотос».

Среди делегатов на конференции присутствовали грузовладельцы, судоходные, а также транспортно-логистические компании, ж/д операторы, инвестиционные компании, государственные органы и местные администрации, представители российских и иностранных ОЭЗ Каспийского региона, портов, контейнерных линий и др.

Были рассмотрены насущные вопросы ремаршрутизации грузопотоков, участники смогли поделиться накопленным опытом.

Представители компании «Ленгипроречтранс», Павел Белкин и Алла Селезнёва рассказали об основных тенденциях изменения объемов перевозок грузов различными видами транспорта в регионе, а также о развитии новой транспортно-логистической инфраструктуры российского зернового рынка.

АО «Ленгипроречтранс» займется разработкой документации на реконструкцию отводящего канала Бурейской ГЭС.

Ежегодные холостые сбросы воды в нижний бьеф для поддержания паводковой обстановки приводят к заполнению концевого участка большим количеством крупных обломков скальной породы, создавая при этом подпор воды. В результате деформируется участок сопряжения бетонных сооружений с размываемым руслом, что угрожает устойчивости бетонных сооружений гидроузла.

Дополнительное негативное воздействие связано с оползневыми процессами, а также старением самого бетона, его абразивным и кавитационным износом и повреждениями от динамических воздействий.

Реконструкция позволит увеличить пропускную способность отводящего канала и исключить подпор воды в нижнем бьефе.

АО «Ленгипроречтранс» принял участие в реконструкции оборудования, установленного на гидротехнических сооружениях Андижанского, Ахангаранского, Гиссаракского водохранилищ Республики Узбекистан.

Заказчиком по проекту выступил АО «Узбекгидроэнерго».

В январе проектная документация, разработанная АО «Ленгипроречтранс», получила положительное заключение государственной экспертизы Республики Узбекистан. На текущий момент заканчивается разработка рабочей документации.

Андижанское, Ахангаранское и Гиссаракское водохранилища служат для обеспечения работы соответствующих гидроэлектростанций и ирригации ближайших площадей. Реконструкция оборудования позволит обеспечить безопасность и надежность функционирования водохранилищ.