Совмещение сроков изысканий проектирования и строительства - реальный путь быстрого возведения гидротехнических сооружений

Всего за 40 суток была возведена первая очередь строительства пассажирского причала на реке Волхов. Именно такой срок прошел от выдачи заказчиком задания на проектно-изыскательские работы до сдачи объекта в эксплуатацию под ключ. Первой к этому причалу пришвартовалась яхта "Паллада" президента РФ В.В.Путина.

Правительство Ленинградской области поставило перед ЗАО "Ленгипроречтранс" непростую задачу: к 1250-летию древней столицы Руси - Старой Ладоги оперативно изысканиями и рабочей документацией обеспечить строительство первой очереди пассажирского причала. В итоге фактически за месяц и 10 дней на берегу Волхова у стен Староладожского Никольского монастыря появилось гидротехническое сооружение, которое будет служить целям развития судоходства и туризма, а также защитит берег и территорию от размыва у этого памятника архитектуры.

Довольно крутое падение отметок кровли полускальных грунтов (песчаников) в сторону фарватера требовало особого подхода при выборе места и разработке конструкции причала для обеспечения устойчивости сооружения. Был проведен весь комплекс инженерно-строи-тельных изысканий: топографических, гидрографических, геологических (включая геофизические с плавсредств), причем изыскания и проектирование практически велись одновременно со строительством.

Т.н. "работа с листа" потребовала от изыскателей и проектировщиков оперативности и профессионализма. Более того, все изыскания проведены с учетом будущего удлинения причала, для чего были проведены георадарные исследования кровли скалы под наносными грунтами дна.

Наши белые ночи позволили продлить рабочий день изыскателей из ЗАО "Ленгипроречтранс", среди которых ударно потрудились в поле главный гидрограф Л.И. Барышников, начальник сектора-геодезист И.А. Дегтерева, геолог А.М Ситников, геофизик А.М. Морозов и многие другие. Оперативно и грамотно организовал в целом работы по изысканиям начальник отдела изысканий Б.Г. Ткаченко.

Исходя из геологических условий, и с учетом ограничений по срокам была выбрана схема строительства "с берега" (без использования плавсредств), а конструкция причала - в виде ячеек из металлического шпунта, заполненных карьерным камнем. Устойчивость этой гравитационной конструкции на скальном откосе от внешних воздействий (ледовых нагрузок, швартовных нагрузок от судов, автотранспорта) обеспечивается собственным весом.

Практически вахтовым методом без выходных трудились над рабочим проектом ведущий специалист - проектировщик А.А. Бахонкин и зам. начальника отдела портов и гидротехнических сооружений Ю. Н. Суслов.

Работа изыскателей, квалификация специалистов и проектировщиков требуют отдельных добрых слов. Ведь мало кто из современных проектных организации сумел сохранить в годы перестройки опытные кадры изыскателей и изыскательскую базу, какой обладает ЗАО "Ленгипроречтранс", и заслуга в этом, прежде всего, генерального директора A.В. Ребковца.

Взаимодействие проектировщиков со строителями, благодаря главному инженеру "Мостоотряда № 37" С.Е. Торопову и старшему прорабу МО-37 Ю.В. Ипатову, было весьма оперативным и эффективным.

Доставка камня и щебня осуществлялась на баржах силами ГБУ "Волго-Балт" с перевалкой плавкраном на рейде в р-не устьевого бара реки Волхов (в районе Новой Ладоги) в мелкосидящие баржи. Руководитель ГБУ "Волго-Балт" B.В. Клюев обеспечил подвозку камня и щебня из карьера по воде в срок.

По мнению специалистов института, имея такую прекрасную водную систему на Северо-Западе России "Озеро Ильмень - река Волхов - Ладожское озеро - река Нева - Финский залив" (с возможным переходом по Сайменскому каналу в Финляндию), - просто грех не использовать ее в туристических целях. Замечательно, что возрождение начали со Старой Ладоги, Новая Ладога тоже нуждается в причале - это все вещи нужные, важные и реальные.

Дорогу осилит идущий, и первый шаг - причал стоимостью около 6 млн. рублей, в возрождении транспортной инфраструктуры и судоходства на реке Волхов, он же первый подарок к юбилею Старой Ладоги, сделан.

 

Зам.ген.директора ЗАО "Ленгипроречтранс", гл. инженер проекта причала, к.т.н. А.В. Силин.

 

Журнал Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петеребурге и Ленинградской области №63 август 2003г