К юбилею ЗАО "Проектно-изыскательский институт "Ленгипроречтранс"
В 90-е годы создание коммерческих организаций на базе государственных было обычным делом, но не все появившиеся в этот период компании смогли выжить в условиях становления рыночной экономики. ЗАО "Проектно-изыскательский институт "Ленгипроречтранс" не только выжило, но и сохранило славное имя и репутацию своего предшественника — Государственного института проектирования на речном транспорте "Ленгипроречтранс", а самое главное — его кадровый потенциал. В августе 2012 года ЗАО "Ленгипроречтранс" отмечает свое 20-летие.
История
Начало истории ЗАО "Ленгипроречтранс" положило создание 15 июля 1931 года Государственного проектноизыскательского института проектирования на водном транспорте "Гипроводтранс".
Институт "Гипроводтранс" в течение длительного периода являлся головным предприятием по проектированию водно-транспортных объектов, промышленных предприятий судостроения и судоремонта, портовых судоподъемных сооружений и перегрузочного оборудования. Ему принадлежала большая роль в создании экономической науки на речном транспорте (РТ), проведении экономических изысканий по привлечению и переключению массовых грузопотоков с других видов транспорта на водный, обосновании крупнейших водно-транспортных проблем: системы "Большая Волга", Волго-Балтийского соединения, освоении вновь создаваемых водохранилищ на реках Сибири и Дальнего Востока и в других бассейнах.
В военное время выездные бригады изыскателей и проектировщиков института осуществляли техническую помощь в строительстве портовых сооружений, связанных с военными перевозками, а по мере освобождения оккупированных территорий — в восстановлении и реконструкции объектов РТ.
В послевоенные годы в институте разработано более 100 проектов реконструкции, технического перевооружения и нового строительства судоремонтных заводов в Ленинграде, Петрокрепости, Череповце, Петрозаводске, Красноярске, Хабаровске, Городце, завода судового и портового оборудования "Теплоход". По проектам "Гипроводтранса" построены новые судостроительные комплексы на действующих предприятиях в Лименде, Череповце, Городце, Костроме и Астрахани.
Институтом создана оригинальная конструкция судоподъемного сооружения — гребенчатого слипа, сравнительно простого по устройству и надежного в эксплуатации. За эту разработку и внедрение нескольким работникам института присуждена Государственная премия СССР.
"Гипроводтранс" выполнял большой объем работ по проектированию перегрузочного портового оборудования. Первые конструкции плавучих кранов были разработаны институтом еще в 1943 году. Учреждение являлось единственной организацией в системе Министерства морского и речного флота, выполняющей подобное проектирование.
В 50-х годах в связи с созданием самостоятельных министерств морского и речного флота институт "Гипроводтранс" разделился на предприятия, отдельно специализирующиеся по речному и по морскому направлению деятельности. Одно из этих предприятий, Государственный институт проектирования на речном транспорте "Ленгипроречтранс", занялось задачами улучшения условий судоходства на реках и транспортного освоения водохранилищ. Специалисты "Ленгипроречтранса" успешно решали сложные вопросы судоходства и обосновывали перспективные схемы развития водных путей в Волжском, СевероЗападном, Печорском, Ленском, Енисейском и других бассейнах. Ими были реализованы проекты транспортного освоения и обеспечения судоходства в нижних бьефах на Каховском, Горьковском, Новосибирском, Волгоградском, Днепродзержинском, Красноярском, Братском, Кременчугском, Усть-Илимском, Саяно-Шушенском, Зейском, Богучанском и Даугавпилсском водохранилищах, реконструкция Беломорско-Балтийского канала.
По проектам института "Ленгипроречтранс" построены речные вокзалы в городах Горький, Ульяновск, Осетрово, Котлас, Архангельск, Шушенское, Комсомольскна-Амуре. В 1964 году в Омске построен речной вокзал в комплексе с объектами городского назначения. Интересные технические решения были реализованы при строительстве речных вокзалов в Ленинграде, Петрозаводске, Саратове, Ярославле и Волгограде. Проекты вокзалов в Омске и Ульяновске отмечены медалями ВДНХ, а авторы проекта речного вокзала в Ярославле Т. П. Садовский и Г. Д. Лейбович награждены почетными дипломами Союза архитекторов СССР.
В 1970–1980-е годы институт достиг больших успехов под руководством директоров Н. М. Исакова, К. И. Безюкова, В. М. Иванова, Е. И. Герасимова, главного инженера В. Г. Викторовского и талантливого руководителя и инженера Ю. М. Глаубена.
В 1976 — 1980 годах институтом запроектирован и построен Лесосибирский порт. Увеличена пропускная способность Печорского, Хабаровского и Комсомольского-на-Амуре портов. Вступили в строй причалы Череповецкого производственного объединения "Аммофос". Построен крупный порт Важины на реке Свири. Для успешной перевозки грузов на строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали разработаны проекты причалов на Байкале, в Северо-Байкальске и других пунктах.
Многие сотрудники "Ленгипроречтранса" были удостоены правительственных наград: орденов Ленина, Трудового Красного Знамени и "Знак Почета", медали "За трудовую доблесть" и "За трудовое отличие", награждены медалями ВДНХ.
На современном этапе
1 февраля 1993 года "Ленгипроречтранс" акционирован и переименован в АООТ "Инпроектречтранс".
По решению совета института от 23 апреля 1992 года в августе того же года на базе ряда подразделений были учреждены НПП "Речник" и ЗАО "Нево", которые являлись преемниками института "Ленгипроречтранс" по направлениям своей деятельности.
Период с 1992 по 1999 год оказался самым тяжелым для проектных организаций. Однако НПП "Речник" не только выжило (все работники ЗАО "Нево", а также большое количество специалистов бывшего института перешли туда на работу), но и успешно развивалось дальше. Наконец, по просьбе работников и по согласованию с Минтрансом России с 19 июля 1999 года НПП "Речник" приняло новое фирменное название — ЗАО "Проектно-изыскательский институт "Ленгипроречтранс", и на сегодняшний день это — современное предприятие, успешно сочетающее в своей работе бесценный опыт предыдущих поколений с новыми возможностями.
Специалисты института в течение многих лет выполняют проектные и изыскательские работы для строительства различных объектов водного транспорта для широкого спектра ведомств и коммерческих организаций на территории РФ и за рубежом по следующим направлениям:
1. Комплексное проектирование: – портов и гидротехнических сооружений; – строительства, реконструкции и капитального ремонта подводных переходов через водные преграды (нефте- и газопроводы, кабели связи, водопроводы и др.); – водных путей, в т. ч. выправительных, дноуглубительных, дноочистительных и других видов работ; – мероприятий по регулированию русловых процессов рек и улучшению их судоходных условий; – карьеров по добыче строительных песков и гравия.
2. Разработка обоснований инвестиций, инвестиционных проектов, проектов (рабочих проектов) строительства, реконструкции, расширения, капитального ремонта объектов водного транспорта.
3. Разработка оптимальных транспортных схем доставки грузов потребителям, включая маркетинговые исследования грузопотоков, осуществляемых морским и речным транспортом.
4. Комплексные инженерные изыскания для строительства (в т. ч. на территории с особо сложными геолого-климатическими условиями: сейсмичность до 9 баллов, вечная мерзлота, карст и т. п.): – инженерно-геодезические изыскания, включая инженерно-гидрографические и топогеодезические работы; – инженерно-геологические изыскания; – инженерно-гидрометеорологические изыскания (гидрологические работы на реках, озерах и водохранилищах; морские гидрологические работы); – инженерно-экологические изыскания; – изыскания грунтовых строительных материалов.
5. Геологоразведочные работы на строительные материалы (песок, песчаногравийный материал), кварцевые пески, торф и сапропель, в т. ч. в руслах рек, озерах, водохранилищах и заливах.
6. Разработка природоохранных разделов проектов реконструкции и нового строительства предприятий водного транспорта.
На выполнение вышеперечисленных работ институт имеет все необходимые допуски, лицензии, а также сертификаты соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001-2008) и стандарта ИСО 9001:2008: СМК, Sincert, IQNet.
Институт выполняет работы на всей территории России.
В бассейне Амура по проектам института завершено строительство сооружений по регулированию руслового процесса реки в районе Хабаровска, паромной переправы в Нижнеленинском, карьеров добычи НСМ для Хабаровского и Комсомольского-на-Амуре портов, дноуглубительные работы на р. Амур с целью обеспечения безопасных условий плавания в условиях работы Зейской и Бурейской ГЭС.
Сооружаются грузовой причал в Нижнеленинском и городская набережная в Благовещенске.
Выполнены и выполняются проектно-изыскательские работы по причалу ГСМ и грузовому причалу на р. Амгунь, а также грузовому причалу в Амурске, по подводному переходу газопровода через р. Амур, мостовому переходу в районе Нижнеленинского.
В Ангаро-Енисейском бассейне построены и строятся подводные переходы через р. Енисей, Большая и Малая Хета, причалы тяжеловесов на р. Енисей и Большая Хета, паромная переправа в Игарке. Разработаны требования водного транспорта к режиму регулирования стока по каскаду Ангаро-Енисейских ГЭС. Институт ведет работы по транспортному освоению водохранилищ и обеспечению судоходства в нижних бьефах Богучанской, Эвенкийской, Нижнезейской и Мокской ГЭС.
Выполнены проектно-изыскательские работы по строительству подводных переходов газопровода через р. Норильскую, конденсатопровода через р. Ядырино, нефтепровода через р. Таз, четырехниточных переходов газо- и конденсатопроводов через р. Енисей, трехниточного перехода через р. Ангару.
Институт ведет исследования текущей и перспективной грузовой базы в Ленинском, Амурском, Ангаро-Енисейском, Обском и Обь-Иртышском бассейнах.
Разработан раздел "Речной транспорт" в составе "Стратегии развития транспортного комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока", а также в составе схем комплексного использования и охраны водных ресурсов в бассейнах рек Енисей, Амур, Ангара, Иртыш, Северная Двина и других.
В европейской части России выполнялись и выполняются геологоразведочные работы и проекты отработки карьеров для Ярославского, Тверского, Угличского, Самарского, Лениградского и других портов.
Проведены работы по улучшению судоходных условий на Беломоро-Балтийском канале, Волго-Балте, в Куршском заливе, на Соралевском водном узле на Волге. Выполнены мероприятия по регулированию руслового режима рек Вятка, Северная Двина, Иртыш и других.
Построены и строятся причалы на острове Кижи, реках Волхов, Сухона, Свирь; набережная "Динамо" в Санкт-Петербурге; водные подходы к портам в Усть-Луге и на острове Котлин; паромная переправа в Мышкине на р. Волге.
Выполняются проектно-изыскательские работы для строительства причалов по отгрузке щебня на Ладоге и Онеге, яхтклубов в Петрозаводске, на Ладоге и в Санкт-Петербурге, а также восстановление Глебовской плотины на р. Иткле.
Разработана генеральная схема развития РТ СанктПетербурга на период до 2025 года.
Специалисты института под руководством Л. И. Барышникова принимали участие в разработке справочников (Госстрой России, 2004 год) базовых цен на инженерные изыскания для строительства, инженерно-геодезические изыскания, инженерно-гидрографические работы; СП 11-104-97, часть III "Инженерногидрографические работы при инженерных изысканиях" для строительства.
Материально-техническая база
В настоящее время институт располагает квалифицированным персоналом, полной материально-технической базой и необходимыми информационными ресурсами (для работы над проектами применяются лицензионное профессиональное программное обеспечение, а также собственные разработки; внедрена система электронного документооборота).
ЗАО "Ленгипроречтранс" оснащено большим количеством аппаратных средств для решения разнообразных задач как в офисе института, так и во время проведения изыскательских работ. Парк вычислительной техники на данный момент состоит из высокопроизводительных современных компьютеров, включая серверы и рабочие станции, и регулярно модернизируется. Выпуск печатной продукции осуществляется с помощью МФУ и устройств широкоформатной печати. Для обеспечения телефонной связи используется собственная местная цифровая АТС емкостью 500 номеров. Доступ к Интернету осуществляется по высокоскоростной оптоволоконной линии. При проведении изыскательских работ используются самые современные оборудование и приборы.
Помимо этого, институт имеет собственную ремонтно-эксплуатационную базу, располагающую необходимыми площадями и мощностями для ремонта и хранения имеющегося автотранспорта, буровых установок и прочего оборудования и техники.
Обширные связи
ЗАО "Ленгипроречтранс" входит в состав различных общественных организаций: – некоммерческих партнерств "Проектные организации Северо-Запада" и "Изыскательские организации Северо-Запада"; – Союза строительных объединений и организаций; – саморегулируемой организации "Ассоциация судоходных компаний"; – Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта; – Межотраслевого союза транспортников и предпринимателей. Институт работает в тесном сотрудничестве со многими научными и проектными организациями: – Московским государственным университетом; – Санкт-Петербургским государственным университетом; – Государственным гидрологическим институтом; – Санкт-Петербургским государственным университетом водных коммуникаций; – Московской государственной академией водного транспорта; – ГУП "Трест ГРИИ" и многими другими.
Кадровый потенциал
Самое дорогое в институте — это кадры. Костяк института составляют работники прославленного "Ленгипроречтранса": В. Е. Голенков, Е. Н. Браславская, М. В. Золотцев, В. В. Федосеев, Л. И. Барышников, З. В. Ситникова, И. А. Дегтярева, А. С. Гаврилов, И. Ю. Кормилицына, И. Ю. Герасимова, Т. В. Гончарова и многие другие.
Также в институт в разное время пришли опытные и молодые специалисты: В. П. Кравченко, В. Ф. Николаев, Е. Л. Староверова, А. Г. Трофимов, Е. А. Жирнова, С. В. Боровков, О. А. Бойцева, Н. В. Бойцев и другие.
Шесть человек являются кандидатами технических или экономических наук, 80% работников имеют высшее образование, 15% – среднетехническое.
Для работников института созданы достойные условия труда. Сотрудники ЗАО "Ленгипроречтранс" регулярно проходят обучение и курсы повышения квалификации в различных учреждениях, таких как УЦ "Софтлайн", НОУ "ИПК Интеграл", Государственная академия повышения квалификации, Федеральный центр ценообразования в строительстве, Межотраслевой институт подготовки кадров и информации, НОУ "АТОМПРОФ", и других.
Кроме того, ежегодно проводятся занятия по технической учебе для главных инженеров проектов, руководителей полевых подразделений и других специалистов.
За большой вклад в развитие речного транспорта России государственными и ведомственными наградами отмечены:
– медалями "За трудовую доблесть" (1), "За строительство Байкало-Амурской магистрали" (6), "Ветеран труда" (9); "За безупречную службу" III степени (2), юбилейной медалью "300 лет Российскому флоту" (7);
– знаками "Почетный работник транспорта России" (2), "Почетный работник речного флота" (5), "Отличник речного флота" (13), "Участник строительства Саяно-Шушенской ГЭС" (1);
– званиями "Почетный строитель России" (1), "Почетный геодезист" (1);
– почетными грамотами МРФ РСФСР (3);
– благодарностью Минтранса России (1);
– благодарностью министра транспорта РФ (2).
В настоящий момент институт находится в стадии роста. Об этом свидетельствуют ежегодно увеличивающийся объем работ, расширяющаяся география, наличие квалифицированных кадров и необходимой материально-технической базы.
С учетом того что в последние годы для экономики России приоритетными стали объекты транспорта, разработаны и утверждены "Транспортная стратегия России на период до 2030 года" и Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)", работников института ждут проекты новых речных и морских портов, развития водных путей и гидротехнических сооружений.
В 1973 году окончил Ленинградский институт водного транспорта по специальности "гидротехническое строительство водных путей и портов". Кандидат технических наук с 2000 года. Профессор кафедры водных путей и водных изысканий СПбГУВК. С1976 года работал в институте "Ленгироречтранс". С 1992 года возглавляет ЗАО "Ленгипроречтранс".
На профессиональном счету — объекты речного транспорта: порты, судоремонтные предприятия, водные пути, русловые карьеры добычи НСМ на реках Амур, Енисей, Лена, Ангара, Северная Двина и др. Транспортное освоение водохранилищ и обепечение судоходства в нижних бьефах Богучанской, Бурейской, Зейской ГЭС. Реконструкция водных путей Волго-Балтийского водного пути, Беломоро-Балтийского канала, Амурского и Енисейского бассейнов и многих других. Принимал непосредственное участие в разработке научно-исследовательских работ, направленных на улучшение работы водного транспорта.
В 1970 году окончил Высшее Ленинградское инженерное морское училище им. адм. Макарова по специальности "гидрография". С 1970 года работал в институте "Ленгипроречтранс". С 1998 года работает в ЗАО "Ленгипроречтранс".
На профессиональном счету — инженерные изыскания для строительства портов, заводов, РЭБ флота, речных вокзалов, переходов подводных трубопроводов в бассейнах рек Амур, Ангара, Енисей, Обь, Шексна и др., а также для реконструкции ББК, строительства судоподъемных сооружений в Череповеце, Невском ССЗ и транспортного освоения водохранилищ на реках Ангара, Зея и Енисей.
В 1958 году окончил Ленинградский институт водного транспорта по специальности "инженер- экономист". Работал в институте "Ленгипроречтранс" с 1962 по 1992 г. Работал в ЗАО "Ленгипроречтранс" с 1992 по 2011 год.
На профессиональном счету — объекты речного транспорта в Амурском, Восточно-Сибирском, Енисейском, Обь-Иртышском, Северо-Западном, Северном, Сухонском и Печорском бассейнах. Развитие грузовых и пассажирских перевозок, водных путей, речных портов. Разработка мер по охране водных ресурсов.
В 1973 году окончила Ленинградский горный институт по специальности "гидрогеология и инженерная геология". С 1973 года работала в институте "Ленгипроречтранс". С 1997 года работает в ЗАО "Ленгипроречтранс".
На профессиональном счету — инженерно-геологические изыскания под реконструкцию ВБВП и ББК, под причальные сооружения, набережные и судовые ходы на реках Нева, Волхов, Свирь, Сухона, Вытегра, Ангара, Енисей, Амур, Лена, на озере Байкал; водных путей и строительство причальных сооружений на Братском, Усть-Илимском и Богучанском водохранилищах; на участках подводных переходов магистральных трубопроводов через реки Енисей, Норильскую, Соленую, Большую и Малую Хету, Волгу, Неву. Геологоразведочные работы на строительные пески и ПГМ на русловых месторождениях Волги, Печоры, Сухоны и Ангары.
В 1966 году окончил Ленинградский институт водного транспорта. С 1978 года работал в институте "Ленгипроречтранс", с 1993 года — в ЗАО "Ленгипроречтранс".
На профессиональном — счету разработка проектов карьеров НСМ на водоемах водотоках России, подводных переходов нефтепроводов, обеспечение судоходных условий на реках Дальнего Востока, Сибири и европейской части России, инженерная защита левого берега р. Амур в районе Хабаровска.
В 1970 году окончил Ленинградский институт водного транспорта. С 1970 года работал в институте "Ленгипроречтранс", с 2004 года — в ЗАО "Ленгипроречтранс". На профессиональном счету — комплексы причальных сооружений на реках Амур, Ангара, Енисей, Вычегда, Северная Двина, причалы на оз. Байкал, пассажирские причалы на остр. Кижи, р. Волга и в других бассейнах России.
В 1978 году окончила Ленинградский институт водного транспорта по специальности "гидротехническое строительство водных путей и портов". С 1978 года работала в "Ленгипроречтрансе". С 1993 года — в ЗАО "Ленгипроречтранс".
На профессиональном счету — улучшение судоходных условий на реках Северо-Запада, центральной части России, Сибири, Дальнего Востока. Транспортное освоение водохранилищ и обеспечение судоходных условий в нижних бьефах Зейской, Бурейской, Богучанской ГЭС. Разработка русловых и пойменных месторождений НСМ на реках Зея, Амур, Волга.
В 1980 году окончила Ленинградский институт водного транспорта по специальности "гидротехническое строительство водных путей и портов". С 1980 года по 1993 год работала в институте "Ленгипроречтранс". С 2005 года работает в ЗАО "Ленгипроречтранс".
На профессиональном счету — водосливная плотина на р. Сухона, плотина на р. Иткла, объекты Волго-Балта. Реконструкция водных трасс р. Амур. Реконструкция гидротехнических сооружений и водных трасс р. Енисей.
В 1972 году окончил Ленинградский институт водного транспорта по специальности "гидротехническое строительство водных путей и портов". С 1996 года работает в ЗАО "Ленгипроречтранс".
На профессиональном счету — русловыправительные мероприятия на реках Вятка, Амур; под- водные переходы газопроводов и конденсатопроводов на реках Енисей, Большая и Малая Хета, Норильская. Причальные сооружения и паромные переправы в бассейнах рек Амур, Волга, Сухона, на Онежском и Ладожском озерах и др.
В 2003 году окончила Санкт-Петербургский университет водных коммуникаций по специальности "гидротехническое строительство". С 2003 года работает в ЗАО "Ленгипроречтранс".
На профессиональном счету — инженерная защита берега р. Амур в Хабаровске, грузовой причал на острове Кижи, причальная стенка в Нижнеленинском международном речном порту, реконструкция набережной р. Амур в Благовещенске, паромная переправа в Мышкине.
В 1980 году окончил Ленинградский гидрометеорологический институт по специальности "гидрология суши". Работает в ЗАО "Ленгипроречтранс" с 2002 года.
На профессиональном счету — изыскательские работы под строительство переходов магистральных трубопроводов через реки Енисей, Норильская, Большая и Малая Хета, на полуострове Таймыр. Реконструкция водных трасс рек Амур, Уссури, Волго-Балтийского водного пути, Саралевского водного узла на р. Волге, изыскания для проектирования причальных сооружений на реках Енисей, Амур, Свирь, Волга, Ладожском и Онежском озерах.
В 2003 году окончил Санкт-Петербургский университет водных коммуникаций по специальности "гидротехническое строительство". С 2005 года работает в ЗАО "Ленгипроречтранс".
На профессиональном счету — грузовой причал для строительства 2-й нитки шлюза Нижне-Свирского гидроузла, разделительная стенка Нижне-Свирского гидроузла в верхнем бьефе, реконструкция причала для лесопильного завода ООО "Свирь Тимбер" на реке Свири, грузовой причал на острове "Кижи", реконструкция аэропорта "Игарка". Причальные сооружения для паромной переправы. Автомобильная дорога в аэропорт "Игарка" — причал". Перевалочная база "Прилуки". Причальные сооружения, причальная стенка пункта пропуска "Нижнеленинский международный речной порт" Еврейской автономной области.
В 2003 году окончил Санкт-Петербургский университет водных коммуникаций по специально- сти "комплексное использование водных ресурсов". С 2007 года кандидат технических наук. С 2005 года работает в ЗАО "Ленгипроречтранс".
На профессиональном счету — инженерная защита левого берега р. Амур в районе Хабаровска, строительство набережной в Благовещенске, строительство причальных сооружений для освоения Албазинского месторождения в Хабаровском крае, транспортное освоение водохранилища Богучанской ГЭС на р. Ангаре со строительством грузопассажирских причалов.
В 1995 году окончила Санкт-Петербургский университет водных коммуникаций по специальности "гидротехническое строительство". С 1999 года кандидат технических наук. С 2003 года работает в ЗАО "Ленгипроречтранс".
На профессиональном счету — подводные переходы газопроводов и конденсатопроводов через реки Енисей, Норильская, Ядырина и др. Реконструкция конденсатопровода Мессояха-Дудинка и склада ГСМ. Автоматизированная система налива АСН-5М, карьеров добычи песка "Ширяевский-2" и "Тушинский", Винновского месторождения на Саратовском водохранилище на р. Волге.